Warning: file_get_contents(http://f-best.biz/ru.php?ip=54.167.253.186) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /usr/local/www/data/site/c55bf3fc219b9610c2b8abde2d8ed171/sape.php on line 769

Адрес и схема проезда

Ханты-Мансийск

Адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Чехова, д.12.
Телефон: (3467) 32-20-94
факс: (3467) 32-20-92
Государственно-общественное управление (ГОУ) в Югре
Государственно-общественное управление (ГОУ) в Югре

Государственно-общественное управление в системе общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

Развитие государственно - общественного управления образованием является не просто одним из наиболее значимых направлений модернизации российского образования в последнее десятилетие, но и в значительной мере задает вектор осуществляемым преобразованиям.

Система образования должна стать подлинно открытой для общества, все процессы внутри образования должны происходить при участии и поддержке государственно-общественных институтов.
В региональной системе образования сложился позитивный опыт развития государственно-общественного управления образованием. И это не просто дань моде, а одно из наиболее значимых направлений модернизации образования.

Окружной Закон «О государственно - общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры» (от 16.10.2006 №104-оз) определил наличие регионального государственно-общественного совета по образованию, закрепил возможность создания советов по образованию органами местного самоуправления. Как итог - в 22 муниципальных образованиях функционируют муниципальные советы по развитию образования.

Во всех общеобразовательных учреждениях автономного округа созданы коллегиальные органы управления школой с участием представителей родительской общественности и местного сообщества, из них 97,5% - это управляющие советы.

С 2007 года в округе успешно функционирует региональный государственно-общественный Совет по образованию, возглавляемый заместителем председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.И.Сальниковым. Вопросы организации работы регионального Совета определяются Положением «О государственно-общественном совете по дошкольному, общему, дополнительному, начальному и среднему профессиональному образованию Ханты-Мансийского автономного округа –Югры», регламентом, другими решениями Совета. Заседания регионального совета проходят два раза в год.

Создание управляющих советов всех уровней позволило вовлечь в практику управления образовательными учреждениями около трех тысяч представителей родительской общественности и местного сообщества, бизнес-структур, учащихся школ, работников образования. Большинство из них не являются профессионалами сферы образования, а значит, не имели опыта управления образовательными учреждениями. Поэтому основная ставка была сделана на создание системы обучения общественных управляющих: сформирована региональная команда тьюторов в количестве 36 человек, ими проведено около 100 семинаров во всех муниципальных образованиях и ведется консультирование.

Советы всех уровней имеют серьезные полномочия:
участие в совершенствовании нормативной базы ОУ, как результат – управленческие полномочия закреплены в уставах образовательных учреждений. Управляющие советы участвуют в формировании и согласовании программ развития ОУ, вариативной части учебного плана школ. При их участии были открыты группы кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, реализован общественный заказ на предпрофильную и профильную подготовку обучающихся – это 70% школ автономного округа. Обеспечивается доступ участников образовательного процесса к цифровым образовательным ресурсам, курсам дистанционного обучения, сетевым образовательным проектам. Всего дистанционным обучением охвачено 3 204 обучающихся из сельских и труднодоступных районов, 272 ребенка-инвалида подключены к дистанционному обучению.

Роль ГОУ представлена и в разработке содержания дополнительного образования и воспитания в части обеспечения условий для сохранения культуры, традиций, родного языка народа КМНС, воспитание культуры межнационального общения. Примером тому может служить опыт Русскинской общеобразовательной школы, представленный на заседании регионального совета. При непосредственном участии управляющего совета в школах создаются и получают развитие этнографические, историко-краеведческие музеи (Сургутский, Березовский, Кондинский, Нижневартовский районы), организуется временная трудозанятость детей и подростков в каникулярное время (Ханты-Мансийский район, г.г. Нягань, Нижневартовск, Лангепас).

Участие ГОУ в формировании бюджетных заявок, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от иной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников, дало возможность подготовить современную учебно-материальную базу для 17 ОУ к переходу на новые стандарты (г.г. Нефтеюганск, Урай, Сургут, Нягань, Нижневартовск, Х-Мансийск, Сургутский район), а также проведения ремонтных работ и подготовке учреждений к приемке к новому учебному году во всех муниципальных образованиях. В некоторых МО привлеченные средства были использованы и для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Одним из направлений комплексной программы модернизации образования стал переход на новую систему оплаты труда, основанную на оценке качества труда педагога. Переход оказался очень проблемным и достаточно болезненным: впервые вводилась общественная оценка результатов деятельности педагога. Это подтолкнуло многих из них к использованию в образовательной практике новых технологий и форм обучения, в т.ч. ИКТ-технологий. Сегодня на базе 27 методических центров разработаны и внедряются новые модульные программы обучения педагогов. Ресурсы методических центров позволяют принимать участие учителям в телекоммуникационных проектах, проводимых с использованием сети Интернет. Для объективной оценки педагогического труда и определения критериев стимулирования члены управляющих советов участвуют в составе муниципальных и институциональных комиссий.

Другим важным направлением комплексной программы модернизации образования является открытость и прозрачность образования, доступность информации для всех субъектов образовательного процесса. С этой целью введена система публичной отчетности образовательных учреждений. Ежегодные публичные отчеты, основанные на статистических данных, результатах социальных исследований, иной аналитической информации, согласовываются управляющими советами и представляются широкой общественности. Во всех 22 муниципальных образованиях (100%) публичные доклады размещаются на официальных сайтах, материалы школьных советов публикуются на сайтах 68% образовательных учреждений. В условиях конкурентной среды учреждений общего образования публичная отчетность становится механизмом удовлетворения потребностей образовательных услуг, формирования имиджа учреждений образования.

В целях открытости системы образования члены советов во всех муниципальных образованиях участвуют в работе комиссий по отбору конкурсных материалов претендентов, распределении путевок обучающимся в выездные летние лагеря и т.д.

Общественность принимает участие в оценке качества образования: процедуре государственной (итоговой) аттестации выпускников, лицензировании и аккредитации ОУ.

Члены советов согласовывают и утверждают программы развития, бюджетные заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от иной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников; участвуют в определении системы стимулирования качественного труда работников; заслушивают, согласовывают и представляют общественности ежегодные публичные отчеты по итогам учебного и финансового года, участвуют в оценочных процедурах и определении качества работы учителя, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Решения, принимаемые региональным советом, проводятся в жизнь муниципальными советами по развитию образования, управляющими советами школ. Такая связь не только обеспечивает результативность деятельности советов, но и способствует повышению гражданской активности сообщества автономного округа.

Сегодня можно констатировать, что:
1. Образование становится более открытой для общества системой.
2. Население с большей активностью участвует в составе управляющих советов различных уровней, а значит, участвует в формировании заказа образованию.
3. Возросла удовлетворенность качеством услуг, предоставляемых системой образования.

По результатам социологического опроса, проводимого ежегодно в рамках мониторинга процесса внедрения государственно-общественного управления в системе общего образования автономного округа, следует отметить рост доли респондентов, позитивно оценивающих результаты деятельности моделей государственно-общественного управления образованием: доля ответов «очень хорошие», «скорее хорошие» превысило 60%.

Участие в конкурсах:

2010 г. - Четыре образовательных учреждения автономного округа приняли участие во всероссийском конкурсе «Лучший опыт деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения», который проводился в период с июня по декабрь 2010 года. По итогам очного тура лауреатом конкурса (который состоялся 2 декабря 2010 года) стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Излучинская средняя общеобразовательная школа №1» Нижневартовского района.

2011г. – региональный конкурс на лучший опыт деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения в 2011 году, в котором приняли участие 12 школьных управляющих советов. Были определены 1 победитель, 2 призера и 2 лауреата конкурса.

2012 г. - 8 школьных управляющих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняли участие во всероссийском конкурсе «Лучший школьный управляющий». Всего в данном конкурсе приняли участие 37 школьных управляющих из 13 субъектов РФ. 22% участников – это представители ХМАО.

25 февраля 2012 года подведены итоги конкурса. Из 8-ми участников – 3 стали победителями, 4 – лауреатами.